Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS                              

  Понедельник, 23-Июл-2018, 08:23                         

Сайт Красноярской средней школы Большереченского района Омской области  

Версия для слабовидящих
Поиск
Меню сайта
Форма входа

Погода
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
ПрофЦентр персональный данные дети

Куда пойти учиться?

Картинки logo irooo

Рождение школьного дела. Д.Красный Яр

Рождение школьного дела. Д.Красный Яр

Школа в д. Красный Яр была основана в 1923 году. Первая учительница, прибывшая из европейской части России, была Новикова Софья Михайловна (в замужестве - Безъязыкова).

Вначале в школе занимался один класс, учеников было 7-10 человек разного возраста. Размещалась школа в доме зажиточного крестьянина, который стоял на берегу Иртыша, на перекрестке двух улиц. Это здание сохранилось до сих пор.

В 1925  это уже  была трехлетка и обучалось 23-30 учеников.

В 1927  в числе двадцатипятитысячников в Сибирь прибыли более грамотные люди для поднятия образовательного уровня, партийной, комсомольской и сельхозработы. В их числе в Красный Яр из Ленинграда была направлена молодая учительница Прилуцкая Анна Ионовна ( в замужестве- Кокотчикова).   

Занятия в начальной школе проходили совместно 1-ый/ 3-ий класс и 2-ой/4-ый. Единой формы тогда еще не было. Учебников и тетрадей тоже.

По рассказам  бывших учеников, первые учителя были очень строгими, требовательными педагогами. За нарушение дисциплины, невыполнение домашнего задания оставляли после уроков, ставили в угол. Были и такие меры наказания, как битье линейкой по рукам. Но, тем не менее, первых учителей очень любили. Они внесли большой вклад в образовательный, культурный уровень развития деревни.

На территории деревни Красный Яр существовала еще одна начальная школа, которая была основана в начале 30-х годов и находилась на другом конце деревни.

По инициативе Анна Ионовны была открыта изба-читальня. Одной из первых  избачих (как называли в народе) была Жигалова Надежда Никандровна, много лет отдавшая обучению и воспитанию детей в нашем селе.

Кокотчикова Анна Ионовна активно участвовала в общественной жизни села: возглавляла избирательные участки, избиралась депутатом, агитатором по ликвидации неграмотности. Ее заслуги, творческий труд были высоко  оценены Правительством СССР. В 1949 году она была награждена «Орденом Ленина». Умерла Анна Ионовна на девяностом году жизни в Ленинграде.

Трудными для школы временами были годы Великой Отечественной войны.

Трудно было  со школьными принадлежностями. Не было бумаги, писали на газетах, листах из книг. Чернила делали сами из свеклы и сажи. Одежды тоже не хватало.

В августе  1941 года в район прибыла большая группа немцев из Поволжья. Кроме них прибыло много русского населения из прифронтовой полосы Ленинградской и других областей. Среди прибывших были и учителя. Так Алабрехт - учитель немецкого языка и биологии, Штибен К.Я – учитель русского языка, Миланцева Л.Я. - учитель начальных классов, которые были направлены на работу в нашу школу.

С началом Великой Отечественной войны все трудоспособные мужчины были призваны на фронт. В 1942 году Алабрехт был призван в трудовую армию, на военный завод. Еще несколько человек ушли на фронт.

Учителя и учащиеся все годы войны помогали колхозам на полевых работах. Каждому классу поручалось свое дело, составлялся план работы. Учителя вели учет выполненных работ. Самой важной работой был сбор урожая: собирали колосья хлеба, носили их на ток, копали картошку. Летом выходили на прополку полей от сорняков. Кроме этого, ученики сами заготавливали дрова для школы, помогали на фермах.

Учителя тоже выходили на полевые работы, дежурили на току в ночную смену. Одновременно с этим они проводили культмассовую работу с населением. 

В 40-х годах было построено еще одно здание школы (из самана). Это была уже семилетка. 

В пятидесятые годы прибыли новые молодые учителя: Погребовская Станислава Ивановна, Демина Мария Александровна, Кутузова Мария Александровна, Мостовщиков Дмитрий Александрович, Снегирева Зинаида Петровна, Тиванцова Валентина Петровна, Шипицина Раиса Петровна, Якусова Любовь Александровна, Козлова Мария Яковлевна, Сарапик Г.Л., Шармчевская М.А. Они отличались своей грамотностью, уважением к детям, жителям села; вели большую работу по обучению, воспитанию не только детей, но и взрослых.

Красноярская начальная школа перестала существовать в середине 60-х годов.

 

Красноярская школа в советский период

В шестьдесят седьмом году в Красном Яру была построена новая школа – восьмилетка. Она располагалась на берегу пруда Амур. Сначала  школа стояла на открытом пространстве. Но постепенно стараниями учителей и учеников вокруг были насажены деревья и кустарники: тополя, ели, ранетки, сирень, малина, смородина и др. С годами школа стала утопать в зелени и цветах. Озеленением территории школы много лет занималась Кутузова Мария Александровна- учитель биологии. Под ее руководством был разбит школьный огород, где выращивали  различные овощи. Красочно был оформлен и кабинет биологии.

Рядом располагалась спортивная площадка, где проходили различные соревнования между классами.

В 60-80-ые годы наполняемость классов была очень большая: 35-40 учащихся. Но ученики стремились к знаниям, авторитет учителя был высоким. Требования педагога было законом. У всех учащихся была единая форма. У девочек -  шерстяные коричневые платья и фартук, у мальчиков – брюки и пиджак. 

В 1986 году была введена новая форма для девочек – синий костюм-тройка. Форма дисциплинировала учеников и не выделяла никого из   коллектива. Дети не комплексовали из–за одежды.

По воспоминаниям учителей – ветеранов (Шипицыной Р.П., Якусовой Л.А., Кривко Г.К., Снегиревой З.П. Тиванцовой В.А., Олениченко А.П, Мерц В.Г., Кутузовой М.А., Астафуровой В.Г, Богомазовой Г.Н., Невротовой Д.Г., Лукьяненко Д.М., Богадюк Н.С., Мусатовой Л.И.) школьный коллектив был очень дружный. Учителя успевали  и работать, и культурно отдыхать. Многие участвовали в художественной самодеятельности: пели, танцевали, ставили спектакли. Учителя часто  выезжали в Омск в театры, на природу.

В 1977 году была построена новая школа, где уже обучались 10 лет. Школа была просторной, светлой: большие классные кабинеты, спортзал, столовая.  В строительстве школы  принимали активное участие и ученики – старшеклассники: носили землю из подвала, убирали мусор, подносили стройматериалы. Перед  школой был сооружен большой стадион с беговой дорожкой, футбольным полем, спортивными снарядами, хоккейной коробкой. Занятия в школе проходили в две смены. Начальные классы учились после обеда. В старой школе организовали  интернат, где проживали ребята с отделений совхоза: Осихино, Криводаново, Безымянное. В конце восьмидесятых интернат был закрыт, детей стали ежедневно возить домой. Здание школы было переоборудовано под общежитие.

В 1972 году в нашу школу пришла работать пионервожатой Шишакова Капитолина Тихоновна. Ею были организованы зоны пионерского действия. Все село было разбито на участки, которые были закреплены за каждым   классом. Составлялись списки тех, кому нужна была помощь. В этом же году была организована пионерская дружина им. Ларисы Михеенко. Каждый отряд имел свое имя. Чаще назывались именем какого- либо героя. Так были отряды им. Аркадия Гайдара, им. Лени Голикова, им Д.М. Карбышева, им. И.И.Сухоручкина, им М.Б.Харчикова.  В совет дружины входили председатели пионерских отрядов. На советах дружины обсуждали школьные дела                  (успеваемость, поведение), готовились в проведению различных мероприятий, пионерских сборов, изучали жизнь пионеров- героев, готовились к вступлению в Комсомол. На районные пионерские сборы посылали лучших учащихся.

Дел у пионерских отрядов было много: оказывали  тимуровскую помощь престарелым, одиноким односельчанам, ветеранам войны: складывали в поленницы привезенные дрова, чистили снег, убирались в домах; собирали макулатуру, металлолом, подтягивали отстающих. Каждый отряд шефствовал над октябрятами: проводили различные игры, помогали делать уроки, устраивали спортивные соревнования. Классы соревновались между собой, стремились быть первыми в учебе, трудовых делах, спорте. В школе был переходной вымпел и правофланговый флажок, которые вручались классам по итогам года.

Самой любимой игрой была «Зарница», посвященная Дню Советской Армии. Дети с удовольствием мастерили  гранаты из опилок, шили головные уборы, погоны. Из снега строили крепость. Одни нападали, другие оборонялись. Если погоны были сорваны,  значит «боец» убит и выбывал из игры. В конце «битвы» все ели солдатскую кашу.  

С нетерпением ждали смотра военной песни и строя. Начинали готовиться к нему с начала третьей четверти: маршировали, учились выполнять военные команды, ходить колонной и шеренгой по несколько человек, поворачиваться всем строем в движении, петь строевые песни. Каждый класс изготавливал пилотки и погоны из бумаги. Победителей награждали грамотами и различными призами.

В апреле  проводилась операция по сбору березовых почек. Дети ходили  в ближайший березовый лесок. У каждого  норма -  сто грамм почек.

19 мая – День рождения Пионерии. В этот день  вся дружина отправлялась в лес недалеко от села. Там проходил торжественный сбор. Каждый класс готовил какой-либо концертный номер, проходили спортивные  игры. Все дружно пели пионерские песни. А в конце зажигали костер.

Каждую осень проходил слет трех поколений, на который приглашали ветеранов войны, передовых работников совхоза. За каждым классом были закреплены шефы- специалисты совхоза. Они делились своим опытом, рассказывали о специфике своей работы, помогали в классных мероприятиях.

Ветераны Великой Отечественной были постоянными гостями в школе. Они приходили на классные часы,  сборы, торжественные собрания. Рассказы о боевых действиях, о защите наших городов, о проведении боевых операций, о работе разведчиков и мн. др. дети слушали, затаив дыхание.  Тема войны была близка  всем. У каждого в семье кто-то воевал. Ко Дню Победы учащиеся готовили большой концерт, поздравляли ветеранов на митинге, возлагали цветы к памятнику. 

Очень часто учащиеся с классным руководителем ездили в цирк, ТЮЗ, драмтеатр, музыкальный театр. Весной и летом ходили в поход, на экскурсии, на животноводческую ферму с лекциями, концертами. В классах устраивали  «Голубые огоньки»

  Из воспоминаний выпуска 1987 года: «Очень запомнился лыжный поход в село Артын. Это был воскресный солнечный день. Собрались утром, часов в десять. Пошел не весь класс, а только самые отважные, т.к. идти предстояло двенадцать километров. Расстояние по  лугу преодолели быстро, а потом пошел тальник, осинник, деревья росли очень близко друг к другу. Пришлось снять лыжи и по пояс в снегу выбираться на Иртыш, а потом по яру подниматься в село. Немного замерзли, но настроение было преотличное. Попили чай, перекусили, сходили в краеведческий музей, побродили по Артыну и отправились в обратную дорогу.  Обратная дорога уже не показалась такой легкой. Шли медленнее, устали, но получили массу удовольствий, а воспоминаний хватило не на один год».

О путешествии по родному краю рассказали выпускники 1978 года. « Мы заняли первое место в  «Зарнице» и нас наградили четырехдневной поездкой по области. Мы побывали в Таре, Знаменке, Тевризе, Артыне. Всю дорогу в автобусе пели песни под баян. Играл Павел Николаевич Якусов –учитель пения, который вместе с классным руководителем Мусатовой Лидией Ивановной сопровождал нас. Играли в разные игры, много шутили, смеялись. Нас везде хорошо встречали. Четыре дня на колесах пролетели незаметно».

Школьная комсомольская организация  называлась «Вега».Ее девиз: «Всегда едины, горячи, активны».  Всю повседневную работу проводил комитет комсомола. В состав комитета входило семь человек. Каждый отвечал за определенный сектор (учета, культмассовый, спортивный, шефский, учебный). Всей работой комитета ВЛКСМ руководил секретарь.

 Очень торжественно проходил прием в Комсомольскую организацию. Заранее готовились к нему. Очень волновались, переживали, учили устав, «Задачи союза молодежи», историю Комсомола, должны были знать новости политической жизни страны и за рубежом.  К 22 апреля ежегодно проходил Ленинский зачет, где каждый комсомолец отчитывался по личному комплексному плану. Быть комсомольцем было ответственно и почетно. Каждая комсомольская группа старалась быть лучшей. Лучшие комсомольцы делегировались на районные и областные мероприятия, подписывали рапорт съезду, награждались отличительными значками.

В 1980 году при школе была сформирована ученическая производственная бригада «Алые паруса». Базовым предприятием тогда являлся совхоз  «Красноярский». Первые годы  УПБ занималась оказанием помощи совхозу в уборке  и заготовке картофеля, моркови, свеклы, турнепса, переворачивании валков. Были заняты почти весь сентябрь, уставали, но не было таких, кто бы не вышел на работу. Четвертый, пятый классы на току проверяли машины (обстукивали деревянными молоточками), чтобы не сыпалось зерно.

Начиная с 1982 года, УПБ берет группу телят в количестве 100 голов. Согласно рациону, составленного зоотехническим отделом совхоза, ребята осуществляли уход за группой телят круглый год. Зимой в помещении, летом на выпасах.  Вставали очень рано, часов в пять. Посменно ходили на дежурство. В летний период самостоятельно добирались до выпасов, которые находились в районе озера  «Шестнадцатое».  Первые дни было очень трудно. Телята разбегались в разные стороны, группы перемешивались. Погода тоже не всегда была хорошая: и дождь, и сильный ветер, и жара. Но никто не жаловался. Считали это своей обязанностью, которую нужно хорошо выполнять. Добивались хороших привесов, даже выше, чем поярки совхоза. За успешное выполнение социалистических обязательств неоднократно награждались премиями администрации, парткома и профкома совхоза. Также «Алые паруса» была призером районного соревнования.

Члены УПБ в течение июня месяца жили в интернате с круглосуточным пребыванием. Было организовано бесплатное четырехразовое питание. Помимо ухода за телятами, учащиеся ремонтировали школу: красили, белили учебные кабинеты, рекреации, приводили в порядок школьное овощехранилище. В свободное от работы время ребята были заняты различными воспитательными мероприятиями. Это – открытие и закрытие сезона, концерты агитбригады с выездом на отделения, спортивные соревнования, дискотеки, посещение кино и т.д.

В учебное время юноши  9-11 классов изучали основы машиноведения (трактора и сельхозмашины), девушки- основы животноводства.

Осенью юноши помогали совхозу убирать хлеб, работали помощниками комбайнеров. Девушки в течение года раз в неделю ходили на ферму доить коров.

В течение всего лета  все учащиеся отрабатывали практику: убирали территорию школы от мусора, сорняков, пололи  и поливали огород, собирали урожай со школьного огорода. Часто по просьбе руководителей совхоза выходили на посадку и прополку на совхозные поля.

У школы был свой банковский счет, куда перечислялись деньги за проделанные работы. И ежегодно  в каникулярное время старшеклассники нашей школы  отправлялись в поездку по городам и республикам СССР. Так ребята побывали в Москве, Смоленске, Волгограде, Калининграде, Ростове – на – Дону, Донецке, Кургане, селе Шушенском, Алма-Ате. Чимкенте, Самарканде, Бухаре. Ташкенте, Орле, Новосибирске и др.  Путешествия навсегда оставили в памяти ребят неизгладимый след.

 

 

 

 

ЕГЭ Расписание Расписание ГТО

МЧС России 

БЕЗОПАСНОСТЬ

НА ВОДЕ

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz